Вторник , 22 Август 2017

Психологическая защита личности. Защищаться или меняться?

 Каждый из нас желает быть счастливым. Современная поп-психология предлагает множество рецептов, как быть счастливыми. Но все они, на мой взгляд, дают лишь временный эффект, и мы мечемся от одной статьи к другой. То нам кажется, что для счастья не хватает, например, любовных отношений, то машины, то дома, то еще чего-нибудь. Но, получив желаемое, через некоторое время опять чувствуем неудовлетворенность, расстройства, депрессии и другие непозитивные состояния. Получается, что внешние стимулы, дают лишь временное «счастье».

   Настоящее счастье в наших внутренних состояниях и путь к нему лежит через познание себя как впозитивных, так и негативных проявлениях. Зачастую увидеть себя, несоответствующим своим собственным представлениям, является порой очень сложной для психики задачей, и вместо познания мы предпочитаем «запихнуть» эти проявления подальше, используя механизмы психологической защиты, о которых и пойдет речь дальше.

 

Как мы боремся с плохими эмоциями?

 

   Под термином механизмы психологической защиты понимается набор, по большей части бессознательных, реакций личности, связанных с уменьшением влияния на психику событий, расцениваемых ею как негативные. Проще говоря, это то, что мы привыкли делать для уменьшения непозитивных переживаний. На основании работ Зигмунда Фрейда можно выделить следующие отличительные особенности защитных механизмов (1):

  • действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана (бессознательный характер);

  • искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для личности.

   То есть, вместо того, чтобы поработать с причиной возникновения непозитивного состояния, мы применяем те или иные — обычно несколько – способы, чтобы просто избежать переживания этих эмоций. Подобное поведение является малоэффективным для нашего развития, ведь не разобравшись с непозитивизмами, не поняв их истинную суть, а значит и, не познав себя – счастливее не станешь. Психологи не пришли к единому списку механизмов защиты, поэтому ниже приведу описание наиболее распространенных.

 

Вытеснение или «Мотивированное забывание»

 

   Вытеснение по Фрейду — первичная защита эго, представляет собой основу для формирования более сложных защитных механизмов. Это наиболее простой и прямой путь ухода от тревоги. Это процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. В крайней стадии приводит к тому, что человек не сможет рассказать о причинах, вызвавших непозитивные состояния. В обыденной жизни проявляется как смена деятельности на более легкую и приятную, обычно связанную с развлечениями. Так, например, человек после сложного рабочего дня,  говоря: «Пойду в кино, чтобы переключится» — использует именно этот механизм. Также для механизма вытеснения используются еда, секс, компьютерные игры, бездумное «сиденье» в интернете, антидепрессанты, алкоголь и наркотики.

   В своей книге «Обида. Вина» профессор психологии Ю.М. Орлов говорит о том, что применение антидепрессантов, алкоголя и наркотиков для сглаживания непозитивных эмоций дает быстрый внешний эффект, но стимулирование эмоции снижется за счет того, что человек «душевно слепнет». Определенная часть людей более радикально и роковым образом применяют химические средства для борьбы с эмоциями. Алкоголь и наркотики быстро и без каких-либо усилий воли избавляют их от эмоций повседневности. Кроме того, они создают эйфорию, стимулируемую выделением эндорфинов. В результате организм перестает вырабатывать эти гормоны удовольствия и наступает абстинентный синдром. В конечном счете, эта практика приводит к алкоголизму и наркомании.

   К этой же группе, как бы это странно ни звучало, в некоторых случаях можно отнести такие практики как медитация и молитвы. Они дают отдых телу и душе на время этого занятия. Но после их прекращения человек снова оказывается в мире полном эмоций. Для получения эффекта от медитации и молитвы нужно иметь терпение, наработанную практику и веру, чего нам часто как раз и недостает.

 

Проекция или «Сам такой!»

 

   За счет этого механизма мы видим в других людях то, что не хотим признавать в себе: неприемлемые для нас мысли, чувства и поведение. Проекция – это механизм перекладывания ответственности на других. Наиболее часто повторяющимся примером данной защиты служат обвинения начальников, политиков, государство, другие нации в собственных неудачах или промахах.

   Интересное наблюдение — механизм, подобный проекции, «работает» и в период влюбленности, когда мы приписываем собственные чувства тому, в кого влюблены. Часто это бывает лишь иллюзией.

 

Замещение или «Вот, кто во всем виноват!»

 

   Замещение – вымещение раздражения или других видов агрессии на другом, более безопасном и доступном человеке или предмете. К «опасным» или «недоступным» людям можно отнести политиков, руководителей, физически и психически более сильных людей.

   Часто причиной агрессивного поведения в семье является негативные реакции на неудачи в работе и претензии руководителей. Безопаснее сорваться на ком-нибудь из членов семьи, чем высказать претензии начальнику. Или, например, у японцев в офисе можно встретить комнату с боксерской грушей, на которой изображен босс – это тот же механизм, но агрессия смещается на объект. 

 

Подавление или  «Как победить страх»

 

   Данный механизм используется в отношении страхов. Это те действия, которые мы предпринимаем, чтобы уменьшить ощущение страха. Например, страх не сдать экзамен может подавляться за счет «счастливой одежды», «волшебной ручки» и т.п.

   Самый распространенный страх – страх смерти вызывает соответственно наибольшее разнообразие подобных механизмов. Например, посмотреться в зеркало, когда пришлось вернуться домой, поплевать и по стучать по дереву, избегание черных кошек, кидание просыпанной соли через плечо, освящение машины или квартиры, посидеть на дорожку, молитвы для путешествующих, различные обереги и заговоры. Кроме этого, могут быть использованы витамины и лекарства, повязки на лицо во время эпидемии и т.д.

   В случае систематического подавления сильных страхов, они могут перейти в фобии. Тогда человек слишком много времени, сил или денег затрачивает на подавляющие механизмы: девушка ни на минуту не оставляет возлюбленного из страха быть брошенной; избыточное количество страховок, охранных систем и сигнализаций.

 

Реактивное образование или «Обратное действие»

 

   Механизм бессознательно проявляется как поведение, противоположное подавляемым тенденциям. Другими словами – он выражается через пропаганду противоположенного социально одобряемого поведения.

  Фрейд писал, что многие мужчины, высмеивающие гомосексуалистов, на самом деле защищаются от собственных гомосексуальных побуждений.

 

Регрессия или «Вернуться в детство»

 

   По Фрейду это способ смягчения тревоги путем возврата к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному. Часто он связан с нежеланием проявлять инициативу или брать на себя ответственность, с неуверенностью в своих силах и страхом потерпеть неудачу.

   Узнаваемые без труда проявления регрессии у взрослых включают несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать», детский лепет, противодействие авторитетам или езда в автомобиле с безрассудно высокой скоростью.

 

Отрицание или «Этого просто не существует!»

 

   Отказ признавать факт свершившегося или неизбежного негативного события. Обычно связан с сильными эмоциональными потрясениями, такими, например, как смерть близкого родственника или собственная неизлечимая болезнь.

   Более распространенно механизм может выражаться как нежелание признавать очевидное. Например, когда супруга не желает видеть практически не скрываемые измены мужа.

 

Рационализация или «Объяснимо все»

 

   Данный механизм можно трактовать как способ защиты самооценки. Им часто пользуются скептически настроенные люди, способные привести любую аргументацию для оправдания своих случившихся или предполагаемых промахов или неудач.

   На этом механизме построено «самосбывающееся пророчество», когда человек заранее объясняет, почему он в чем-то не сможет достичь успеха. И действительно, когда его постигает неудача, он восклицает: «Я же говорил!».

 

Сублимация или «Социальная адаптация»

 

   Этот механизм дает возможность человеку бессознательно направить инстинктивные импульсы в общественно приемлемые виды деятельности. Например, человек с неосознанными садомазохистскими сексуальными интересами может амбициозно добиваться руководящей должности, или любого другого профессионального превосходства над другими, для демонстрации своей власти.

  З.Фрейд утверждал, что сублимация сексуальных инстинктов послужила главным толчком для великих достижений в западной науке и культуре.

 

Компенсация, или «Путь к самосовершенствованию»

 

  Это зрелый механизм защиты, направленный на интенсивные попытки найти замену реальным или воображаемым физическим недостаткам и/или психической несостоятельности. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека. Иначе говоря, «обделенный» человек стремиться самоутвердиться за счет успехов в определенной сфере творчества.

   Например, компенсацией может являться совершенствование профессионализма и достижение карьерных успехов человеком, будучи некогда уволенным с работы за некомпетентность. Другой пример, профессиональные занятия спортом, участие в соревнованиях для инвалида будут являться компенсацией.  

   На первый взгляд, может показаться, что компенсация не относится к механизмам психологической  защиты. Однако, стимулы, побуждающие человека к соответствующим действиям, лежат в бессознательных уровнях. Ими, например, могут быть нереализованное честолюбие или комплекс неполноценности.

   Это основной перечень видов защит, которыми располагает наша с вами психика. Все мы ежедневно используем те или иные их виды. По сути, они обеспечивают устойчивость и неизменность представлений личности о себе. Полезны они или вредоносны — единого мнения на этот предмет так и не сложилось. Часть специалистов считают это явно вредоносным способом решения внутреннего или внешнего конфликта. Другие предлагают делать различие между патологической психологической защитой и нормальной, профилактической.

   В своей книге «Эго и механизмы психологической защиты» Анна Фрейд исходит из предложенного ее отцом тезиса, что с помощью всех этих вытеснений, регрессий и сублимаций наша сознательная часть, эго, защищает себя от импульсивных влечений и аффектов, таящихся в глубинах бессознательного (5).

   Карен Хорни, психолог-неофрейдист, в своей книге «Самоанализ» придерживается мнения о том, что «защитные приспособления обеспечивают выход из начальных затруднений, вселяя надежду, что, несмотря на нарушенное отношение к себе и другим, с жизнью все-таки удастся сладить. Но они порождают множество новых расстройств: иллюзии о мире и о себе, уязвимость, внутреннее сопротивление, конфликты. Они одновременно являются способом разрешения исходных проблем и источником новых» (4).

   Подводя итог, можно сделать вывод, что с одной стороны механизмы психологической защиты позволяют сохранять стабильное психическое состояние, а с другой — тормозят эволюцию самосознания. Даже не говоря о крайних случаях (психические заболевания, фобии), их использование приводит к искажению восприятия реальности.

   Если вам интересно узнать какими механизмами психологической защиты пользуетесь именно вы, то можете обратиться к опроснику Плутчика-Келлермана-Конте — Методика Индекс жизненного стиля (Life Style Index, LSI) — www.phycabli.net.

 

Защищаться или меняться?

 

   Для себя я на этот вопрос ответила однозначно – меняться! В поисках перемен я  остановила свое внимание на концепции, предложенной автором ииссиидиологии, Орисом О.В. и интересным, на мой взгляд, направлением в психотерапии – саногенным мышлением (умение «размыслить» негативную эмоцию) – автор Орлов Ю.М. На их основе далее я обосную свой выбор.

   Еще со времен античности люди понимали, что основным достижением благополучия является овладение действенной жизненной философией! Начиная с Сократа, античные философы пытались решить главный для человека вопрос: как правильно надо думать, чтобы достичь гармонии с богами, самим собой и окружающим миром. Как управлять своими страстями, чтобы не навредить себе и другим.

   Гераклит дал понять, что мудрость состоит в правильном применении и использовании знания. Сократ и Платон полагали, что мудрость состоит в истинном знании блага, то есть в знании того, что хорошо и что плохо не только для отдельного человека, но и для всех людей, государства в целом. Эпиктет считал, что мудрость состоит в способности различать то, что зависит от человека, от того, что от него не зависит. Именно это позволяет человеку в одних случаях влиять на события, а в других — принимать события такими, какие они есть. В основном, древние философы сходились на том, что мудрость состоит в предвидении последствий своих деяний.

   Автор теории о саногенном мышлении, Орлов Ю.М. обращал внимание, что «поведение человека управляется мышлением. Поскольку мышление – это тоже поведение, то его можно разделить на две группы: патогенное и саногенное. Патогенное порождает болезнь и патологию. Саногенное, напротив, освобождает от неё. Патогенное – это не какое-то особое патологическое мышление, а то мышление, которое сейчас многие считают нормой, обыденным мышлением. И, вот это, так называемое обыденное мышление – патогенно, потому что порождает стресс, конфликт с собой и окружением и в итоге приводит к различным заболеваниям. О взаимосвязи эмоций и болезней знали очень давно. И многие учителя человечества предлагали заняться укрощением этих эмоций, предлагали не переживать их, бороться с ними как-то. Но все это, в общем-то, ни к чему хорошему не приводило. Человек не может так просто устранить эмоцию. Вот она, уже есть. Что с ней делать? Он может научиться не выражать ее, не демонстрировать. Но для здоровья даже вредно подавлять эмоции. Для здоровья и для полноценной жизни нужно сделать так, чтобы эти эмоции не продолжались долго и не становились хроническими.

   Безвредное обычное мышление становится патогенным с изменением  обстоятельств,  к которым  человек  не  может приспособиться или по незнанию, или вследствие наличия предрассудков и стереотипных шаблонов мышления. Это следствие того, что наша философия жизни плоха. То есть, философию, которую выбрал себе человек, определяет все его мышление. Когда мы думаем неправильно, самые обычные обстоятельства жизни создают стресс. А хронический стресс, ведущий к истощению иммунитета, является источником многих расстройств, которые почти неизлечимы в рамках традиционной лекарственной медицины. И не только болезни, вся судьба зависит от стиля и привычек мышления человека.

   Например. Если я считаю, что мир изначально плох, несправедлив, и окружающие только и думают о том, как причинить мне ущерб (украсть у меня что-нибудь, обмануть, посмеяться надо мной). И все, что говориться о любви и верности – обман, то такая моя философия жизни стимулирует бдительность, постоянную готовность к опасности во все орудия. Постоянная готовность к «схватке» порождает сверхактивность иммунитета. От этого он истощается. И тогда оказывается, что нет сил, которые могли бы противостоять инфекции или опухолям» (3).

   Ииссиидиология тоже устанавливает прямую зависимость между негативными психическими состояниями и заболеваниями (том 13 из цикла «Бессмертие доступно каждому», Орис О.В.). С ее точки зрения, эту взаимосвязь можно объяснить через многомировую структуру мироздания. Теория многомирия, имеющая место и в физике, здесь раскрывается как одновременное существование множества сценариев развития (вариантов развития жизни), в том числе для конкретной личности. Выбор того или иного сценария осуществляется по резонационному принципу — позитивные состояния и выборы на интеллектуально-альтруистичной основе соответствуют качественным, позитивным сценариям развития; негативные – негативным сценариям. Распространенными вариантами негативных сценариев развития личности являются различные заболевания. Несмотря на то, что одной из концепций ииссиидиологии является физическое бессмертие человека – механизм его гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому патогенное мышление, если не приводит к болезни, то приводит к «смерти», то есть к бессознательному перепроецированию в сценарии жизни с условиями наиболее подходящими для скорейшего получения опыта в непозитивных проявлениях. В крайних случаях речь может идти о катастрофах, войнах и т.д. Хорошо иллюстрирует все вышеописанное познавательный фильм-проект «Судьба на выбор».

   Помимо этого, ииссиидиологическая концепция раскрывает более глубокие причины возникновения тех или иных эмоций, мыслей и чувств. Построение логических цепочек помогает не просто взглянуть на механизм эмоции и научиться его контролировать, а принять во внимание многоуровневость самосознания – все уровни (интересы) требуют своего удовлетворения. Если мы какие-то уровни подавляем, а не работаем над их трансформацией, то неизбежно создаются условия для их реализации (воплощения в жизнь). Если это грубые мысле-чувственные проявления (низкочастотные агрессивные и сексуальные уровни), то подходящими для них условиями получения опыта являются болезни. Болезни также могут служить выравнивающим фактором, если эгоистичные проявления подавляют потенциальную активность интеллектуально-альтруистичных тенденций (том 15 из цикла «Бессмертие доступно каждому», Орис О.В.).

   Теперь рассмотрим принципы работы теории саногенного мышления (или метод осознания бессознательного) и иисиидиологического подхода — на примере понимания обиды.

   Обида, на мой взгляд, является одной из самых распространенных непозитивных эмоций. Как часто мы обижаемся на себя, близких, учителей, коллег и начальников, на государство, нашу жизнь и судьбу. И чтобы долгое время не испытывать психические переживания используем весь арсенал механизмов психической защиты.

   Саногенное мышление рассматривает обиду как эмоцию, возникшую в результате неоправданных ожиданий от поведения другого человека. Иначе говоря – мы заранее приписали определенное поведение другому человеку по отношению к нам, а когда оно не совпало с реальным поведением – сами же и обиделись. Обида это результат трех автоматических умственных действий: построение ожиданий, наблюдение реального поведения и сравнение.

   Таким образом, чем значимее ожидания, чем больше желаний вложено в эти ожидания, тем сильнее реакция на несоответствие с реальностью.

   Основное правило работы с обидой – сделать свои ожидания более реалистичными, соответствующими поведению другого. Проще говоря – не ждать от людей многого, а радоваться тому, что есть. Могу к этому добавить — важно не забывать о субъективности восприятия чужого поведения, так как причины, побудившие человека к нему, могут быть вовсе не теми, которые мы себе представляем.

   Смысл теории саногенного мышления заключается в правильном употреблении уже имеющихся мыслей, развитии сознательности и способности контролировать умственные операции. Понимание того, как работают эмоции – делает возможным бессознательные акты проявлений сделать сознательными и контролировать их. То есть, если человек осознает причины возникновения той или иной эмоции, то он может их контролировать, а значит и «выключать». Тем самым предотвратить последствия того, как например обида, или стыд, став хроническими, будут сами во вред организму поддерживать эмоциональный стресс, нанося ущерб себе или другим. Следовательно, владея информацией (знаниями условий) мы в состоянии ослабить или нейтрализовать наши эмоции.

   Может показаться, что такой способ предотвращения обиды – является разновидностью защитного механизма личности. Но, по моему мнению, опираясь на знание ииссиидиологии, он абсолютно оправдан. Понимание того, что последовательное выполнение вышеописанных действий приведет к обиде и осознанное недопущение этого, позволят нам в данном случае осознанно выбрать другой сценарий развития той или иной ситуации (беседы, действий, реакций и т.д.).  

   С точки зрения ииссиидиологии, причинами непозитивизмов, в том числе проявление обиды, являются непроработки низших эгоистичных уровней самосознания. Эти «непроработки» представляют собой недополученный опыт в грубо эмоциональных переживаниях. Они составляют основу бессознательной части нашего самосознания. Поэтому их проявления в нашей жизни носят неконтролируемый, неосознанный и импульсивный характер. Но, несмотря на это, та или иная степень их влияния есть в каждом нашем выборе. Их можно разделить на две составляющие: сексуальные и агрессивные. Разделение весьма условное, так как грубо сексуальные и агрессивные проявления очень взаимосвязаны. Их взаимосвязь особенно прослеживается, в том, что подмечено еще Фрейдом, когда подавление сексуальных желаний провоцирует агрессивное поведение.

   В свою очередь, под позитивными состояниями в ииссиидиологии понимаются состояния, способствующие интеллектуально-альтруистичному поведению человека. Поэтому для роста личности предлагается развивать интеллект и альтруизм с одновременным осознанным исследованием  низкочастотных уровней самосознания. Далее, для более точного понимания, я немного раскрою смысл предыдущего предложения. Хотя это тема совсем другой статьи.

   Человеческое сообщество предъявляет ряд морально-нравственных требований к человеку. В погоне за соответствием социумным нормам мы зачастую хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле. Поэтому мы часто подавляем наши низкочастотные (бессознательные, инстинктивные) желания и проявления, используя при этом вышеописанные механизмы психологической защиты эго. Это может привести не только к замедлению темпов эволюционного развития, но и к различным психическим и физиологическим отклонениям. Пока эти уровни скрыты от нас в бессознательном, их проявления бесконтрольны и неосознаваемы нами, поэтому легко наносят  вред окружающим нас людям или нам самим.  

   Глубокое понимание необходимости получения разностороннего опыта позволяет адекватно взглянуть и оценить свои проявления, начать искать возможности для осознанной реализации сексуальных интересов и трансформации агрессивных проявлений. Подчеркиваю слово «осознанной», так как излишнее погружение в исследование этой части своей психики также может непозитивным образом сказаться на саморазвитии и здоровье. 

   Важнейшим моментом для гармоничного развития самосознания, исходя из представлений ииссиидиологии, является развитие интеллектуальных уровней. Само изучение этого знания способствует развитию интеллекта, так как оно изобилует сложными и детальными формулировками, выстраивает множественные логические взаимосвязи, обладает высоким уровнем абстракции, что в том числе постепенно активизирует интуицию. Иногда для его понимания необходимо подключать знания из медицины, психологии, физики и так далее. Информация, излагаемая в ииссиидиологии, приводит к более глубокому пониманию мироустройства, структуры и механизмов функционирования самосознания, многовариантности выборов и сценариев развития. Построенное на этой основе новое мышление способствует установлению бесконфликтных межличностных взаимоотношений и мотивированной работе с такими агрессивными уровнями (разрушающими эмоциями) как обида, ревность, зависть и другие.

   Например, поведение человека, которое нам кажется неуместным или неправильным в данной момент времени, можно обосновать следующим образом: во-первых, любой жизненный опыт необходим каждому человеку для саморазвития; во-вторых, по принципу резонационности — все жизненные обстоятельства, проявлены в полном соответствии с нашей конфигурацией (все активные уровни нашего самосознания, несмотря на сознательный или бессознательный их характер),  в них никто, кроме нас, не виноват, они даны нам для познания себя и получения жизненного опыта.

   В свою очередь снижение внутренней агрессии, в том числе и по отношению к себе, а также знание о необходимости трансформации бессознательных сексуальных уровней позволяют с большим приятием подойти к познанию себя в этих проявлениях. Фокусирование большей части своих усилий на развитие интеллекта и альтруизма, а также постановка перед собой высоких, грандиозных целей (например, создания по всей планете МИЦИАРов «Айфаар» и построение интеллектуально-альтруистичного общества —  www.ayfaar.org/ru/miciar) не дают «уйти с головой» в реализации сексуальных уровней, что создает эффективные условия для их трансформации.

   Изучая ииссиидиологию можно выработать множество мотиваций (обоснований) для приятия совершенно разных жизненных обстоятельств и стимулирования себя к развитию. В каждой конкретной ситуации используются разные доводы и аргументы. Более того, для разных уровней самосознания, пытающихся негативно или непозитивно реализоваться в одной и той же ситуации, необходимо применять соответствующие им мотивации. Схожие ситуации на самом деле могут стимулировать активность разных уровней, поэтому одна и та же мотивация или методика работы не может быть эффективна для всех однотипных ситуаций. 

   Одного интеллекта, с точки зрения ииссиидиологии, в развитии личности не достаточно. Поэтому второй важнейшей задачей для позитивного отношения к жизни является наработка альтруизма и образов высокоморального и нравственного содержания. Развитием альтруизма может служить любая безвозмездная деятельность, направленная на благо общества. Для наработки высокочувственных образов в ииссиидиологии используется практика песенных медитаций, в ходе которой человек осознанно погружается в пение айфааровских песен и сонастраивается с их содержанием, раскрывающим понятия безусловной любви, доброты, служения и всего лучшего в человеческой природе. (www.ayfaar.org/ru/moj-zavet)

   На практике, благодаря более глубокому пониманию ииссиидиологии, в процессе самосовершенствования важно определить образ себя более совершенного – и проанализировать разделяющее себя настоящего и этот образ.

   Осознанно работая с непозитивизмами можно научиться понимать себя, определять какими мы хотим быть, а какими нет. Осуждать себя, если в какой-то ситуации мы себе не нравимся, нет смысла  — это и есть то, что мы есть. Следовательно, незачем ненавидеть себя и не принимать – ведь благодаря тому, какими мы себя узнали, мы поняли, какими мы не хотим быть. А значит, есть к чему стремиться!

   Признаться честно, не так-то просто взять и сказать, например, «Да – я обижаюсь». Но, это большой шаг уже не поддаваться этим эмоциям, не упиваться ими, т.е. не идти на поводу эмоций бессознательно, а остановиться и, как минимум, удивиться, или задаться вопросом: «Ой, чего это я?! Кто я сейчас — эмоция? Как бы на моем месте поступила я, которой хочу быть?».

   Карен Хорни, психолог-неофрейдист, основоположник метода самоанализа, уверена, что позитивные сдвиги возможны, если человек захочет работать над собой. Для этого необходимо научиться различать работу деструктивных защит собственной психики и позволить себе исследовать истинные причины своих страданий.      Психолог считает, и в этом ее расхождение с Фрейдом, что в арсенале каждого из нас имеется достаточное количество ресурсов, чтобы обнаружить собственные камни преткновения и минимизировать вред. «Любой анализ обострит конфликт между действующими внутри личности двумя группами факторов с противоположными интересами. Интерес одной – сохранить иллюзии и безопасность, создаваемые невротической структурой. Интерес другой – обрести внутреннюю свободу и силу, извергнув невротизм». (8)

   В ииссиидиологии этот механизм называется «механизм наблюдателя». Смысл его заключается в признании, в первую очередь перед самим собой, происходящих негативных реакций и внутреннее, или, если возможно, публичное разотождествление с ними. Одним из вариантов публичного разотождествления может быть – признаться перед собеседником в своих реакциях и искренне попросить за это прощение. Публичное признание очень эффективная практика в работе с негативными реакциями, так как лишает эти эмоции тайного характера, в котором происходит их реализация и развитие. Но применять ее нужно умело и только с людьми готовыми понять и принять сказанное вами. 

   Проще говоря, как только вы задаетесь вопросом и обдумываете следующую цепочку – «Я обижаюсь! — Я обижаюсь? – Да, я обижаюсь». Вы не во власти этих эмоций – вы наблюдатель. А это значит, что запустился механизм осознанности вашего самосознания, в процессе которого, насколько вы будете мудры, зависит только от вас. Принести свои извинения, и/или по возможности обсудить, что именно вывело вас на раздражение и вызвало обиду – это лишь первые шаги к себе более качественному. 

   Все механизмы психической защиты, упомянутые в этой статье, с точки зрения ииссиидиологии, являются этапами развития личности и, не пройдя через них, не познав, мы бы не подошли к осознанию необходимости меняться.

   До того как я вообще заинтересовалась всем этим, я жила себе спокойно и была уверена, что все, что я чувствую это нормально. Чувствуя обиду, ревность, злость, зависть, неприятие человека и прочее – ну так это же по делу, справедливо – «я ведь хорошая, а он/она плохие».

   В противовес механизмам защиты главным является осознанность. Отказ от использования описанных механизмов защиты не значит запрет на кино, компьютеры, развлечение и т.д., осознанность предполагает понимание истинных причин наших действий и выборов. Чем более расширенным становится наше понимание окружающего нас мира и себя, тем выше и качественнее становятся и цели жизни.

 

   Уверена, вы согласитесь со мной, что все зависит от нас самих. Только мы решаем, как начать новый день, и как воспринимать мир вокруг себя. Каждая встреча, каждое общение позволяет нам узнать себя еще больше, взглянуть повнимательнее на свое поведение, чувства, слова, жесты, понять и принять не только себя, но и объективную реальность – такой, какая она предстает перед нами. Ведь все зависит только от нас! И какой она предстанет – зависит тоже от нас.

   Для меня это стало интересным открытием. И такой афоризм, который был моей жизненной философией долгое время – «Если не можешь изменить окружающую действительность, измени свое отношение к ней!» — поменялся благодаря ииссиидиологии на более осознанный и ответственный, на мой взгляд, — «Мы сами творим свою реальность. Все по резонансу» (т.е. все окружающие нас события и явления в жизни складываются в полном соответствии с активностью различных уровней нашего самосознания, представляя тем самым всем им возможности для получения опыта). Меняться, как-то сразу хочется, а не защищаться от «внешнего или внутреннего» агрессора кем бы он там не был и не перекладывать ответственность за свою жизнь на других.

   Счастье — это большой труд! Если вы хотите кем-то быть, то нужно стремиться. Для этого нужно постоянно что-то в себе менять, отбрасывать лишнее, что-то преодолевать, добавлять новое. Абсолютно всё в нашей жизни зависит от нашего хотения или нехотения, желания или нежелания, веры в то, что что-то может случиться или безверия.

   Само по себе прочтение статей и изучение различных методик и направлений развития ничего не изменят, до тех пор, пока человек сам не подойдет к необходимости внутренних перемен. Только наш собственный жизненный опыт и сильное желание измениться являются ключом к нашему счастью! 

   На этом можно было бы и закончить, но для тех, кто любит начинать читать с конца — в качестве выводов данной статьи могу сказать следующее:

  • Нет необходимости запрещать себе пользоваться механизмами психологической защиты. Важно осознавать, что находясь в непозитивном состоянии невозможно конструктивно мыслить в направлении обнаружения причин этих состояний. И для стабилизации себя в позитивных состояниях подходящим способом может стать, например, механизм вытеснения – то есть переключения внимание на другую деятельность – будь то работа, хобби, развлечение. А уже будучи в гармоничном состоянии – проанализировать причины возникших реакций, сделать выводы и постараться не допускать их в будущем. На мой взгляд, вполне допустимо осознанное применение этих механизмов. Хотя само слово «осознанное» уже не позволяет назвать их механизмами психологической защиты в традиционном понимании, так как исключает их бессознательную природу.

  • Анализ причин, произошедших непозитивных реакций, складывается в жизненный опыт и позволяет эффективно использовать принципы, предотвращения непозитивных состояний, предлагаемые саногенным мышлением и ииссиидиологии. Как мне кажется ииссиидиология предлагает более комплексный и целостный подход для развития личности. Но, что очень полезно, на мой взгляд, почерпнуть из саногенного мышления – это умение предупредить непозитивную реакции на стадии ее формирования в самосознании и выбрать другой, более качественный сценарий.

  • Соединение принципов саногенного мышления и ииссиидиологических знаний представляется мне очень эффективным для саморазвития.

 

   P.S. Желаю всем вам и себе уверенности, веры в себя и силы духа, чтобы суметь остановить суету собственных мыслей и начать меняться. 

 

 

Автор: Иллиглларасс

Источник

Comments are closed.